В настоящее время особенно актуальной становится проблема изучения традиционной культуры Луганщины, ее отличительных черт и самобытности. Народные традиции лучше всего проявляются в декоративно-прикладном искусстве и фольклоре. И если фольклор достаточно подробно изучался на протяжении последних нескольких десятков лет, то декоративно-прикладному искусству уделялось исследователями намного меньше внимания.
В контексте традиционно-бытовой культуры меньше всего изучен гончарный промысел Луганщины.
Гончарству Луганщины, в частности центру этого промысла – селу Пархоменко Краснодонского района, посвящено всего несколько исследований, в частности работы Тищенко О. Р., Пошивайла О. М., Маслова М. П. и Каплуна Н. М., но не одна из них не содержит анализа состояния гончарного промысла на современном этапе. Поэтому исследование данной проблемы нуждается в современном переосмыслении.
В селе Макаров Яр (с 1951 года село носит название Пархоменко) гончарство зародилось в начале XIX века. На протяжении первой половины XIX века происходило стремительное развитие промысла, который удовлетворял потребности жителей села и прилегающих поселений. Становление местного гончарства происходило под влиянием производственных традиций мастеров из соседних Полтавской и Харьковской губерний. Земельная реформа 1861 года способствовала возрастанию роли гончарства в социально-экономическом развитии региона. Быстрыми темпами промысел развивался до 1915 года. Вторая половина 1910-х годов примечательна стагнацией промысла, обусловленной негативными факторами экономического и политического характера, которая во второй половине 1920-х годов перешла в период постепенного упадка гончарства, который длился до конца 1950-х годов.
Славяносербское уездное земство, на территории которого находилось гончарное село Макаров Яр, в начале ХХ века было одним из наиболее прогрессивных земств Екатеринославской губернии. На протяжении 1902-1915 годов, оно воплощало комплексную систему модернизации местного кустарного гончарства. Внедрение изготовления глазурированных изделий, открытие в Макаровом Яру учебно-показательной гончарной мастерской, исследования свойств и эксплуатация новых месторождений местных глин, расширение ассортимента глиняных изделий, привлечение к обучению гончарства жителей других сел, популяризаторская деятельность руководителя мастерской, сотрудничество с Миргородской художественно-промышленной школой имени Николая Гоголя и другие земские инициативы свидетельствовали про последовательные действия органов самоуправления по поддержке гончарного промысла. Не все реализованные меры были достаточно эффективными, хотя и имели цель в условиях возрастания промышленного производства керамики поддержать традиционное гончарство, расширить сферу его влияния, рынки сбыта продукции, привлечь к этому занятию молодежь и таким образом противостоять упадку промысла. Тем не менее, земскую программу поддержки гончарства не удалось в полной мере реализовать вследствие неопытности в этом деле земских деятелей и специалистов, отсутствия специалистов — керамистов и нерешительности самих мастеров.
Пик развития макарово-яровского гончарства приходится на время активного содействия со стороны земства 1902-1915 годов. В дальнейшие годы в местном гончарстве начали зарождаться признаки упадка, связанные со стремительным распространением фабрично-заводского производства эмалированной и фаянсовой посуды, а также обусловленные государственной политикой по отношению к кустарным промыслам. Указанные тенденции привели к упадку гончарного промысла не только в Макаровом Яру, но и во многих других гончарных центрах.
Важным периодом в истории макарово-яровского гончарство была деятельность керамической кустарно-промышленной школы (1927-1935). С ней связывались перспективы развития местного гончарства. Макарово-яровская керамическая кустарно-промышленная школа была единственным в регионе учебным заведением, который готовил мастеров по гончарству.
Гончарство Макарова Яра имеет свои локальные особенности, обусловленные историческими, природно-географическими и социально-экономическими условиями. Они проявлялись в распространении местных названий изделий; в способе эксплуатации глины и ее хранении в жилых помещениях в специально обустроенных для этого ямах, выложенных мергелем; в строительстве горнов преимущественно вдоль рек (несколько из них сохранилось до наших дней).
В обиходе макарово-яровских мастеров были глиняные изделия, которые по форме и функциональному назначению почти не отличались от распространенных на территории левобережной Украины. Ассортимент глиняных изделий был достаточно широким. Наибольшую его вариативность зафиксировано в первые десятилетия ХХ века. В конце 1920-х годов, под влиянием изменений в бытовых условиях жизни населения, падения спроса на традиционные формы посуды, а также под натиском изделий фабрично-заводской промышленности ассортимент местной гончарной продукции начал сокращаться. Только в послевоенные годы, во время временного расцвета промысла ассортимент глиняных изделий немного возрастал.
Вторая половина XIX века характерна преимуществом терракотовых изделий в ассортименте гончаров. Период наивысшего развития гончарства примечателен изготовлением как неполивяной, так и поливяной продукции. Традиционными цветами поливы были желтый, зеленый и коричневый.
В первой половине ХХ века местные мастера применяли такие способы декорирования: роспись ангобами (преимущественно белыми), ретуширование, остекление. При этом преобладали не орнаментальные композиции, а их элементы, своеобразные орнаменты с использованием местных растений, мотивов природы реки Северский Донец и Донецкой степи. Стилизация изделий отличалась сдержанностью, даже графичностью. Творческие работы мастеров и учеников Макарово-яровский керамической кустарно-промышленной школы отличались богатой цветовой гаммой, применением техники рисовки и лепным декором.
Особенностью макарово-яровских кувшинов, горшков, макитр является удлиненность их форм и значительная вариативность (в зависимости от емкости).
В Макаровом Яру были распространены такие основные формы сбыта глиняных изделий:
– продажа изделий дома, на базарах, ярмарках;
– безденежный обмен;
– оптовый сбыт скупщикам.
Глиняная посуда была неотъемлемым атрибутом семейной и календарной обрядовости местного населения. Ее размещение в доме выполняло охранное и знаковое назначение. В свадебных, похоронных, календарных обрядах, народной медицине она являлась ритуальным вместилищем обрядовой еды или воды, посудой, в которой готовили ритуальные блюда, или с помощью которой готовили лечебные отвары. Определенные действия с глиняными изделиями могли предсказывать будущее. Не смотря на частичную утерю старинных ритуалов и обрядов, глиняная посуда остается неотъемлемым атрибутом семейной и календарной обрядовости местного населения.
Феномен Макаровго Яра состоит в том, что:
– он был единственным мощным гончарным центром Донбасса;
– по вопросу содействия развитию гончарства он пребывал в центре внимания земских органов самоуправления;
– в разные исторические промежутки времени там действовали гончарная учебная мастерская и единственная в регионе керамическая кустарно-промышленная школа.
В последние несколько десятков лет гончарный промысел не пользуется популярностью, за исключением, возможно, музея в Опошне (Полтавская область). Из нескольких сотен гончарных центров, которые действовали в Украине в конце XIX – начале ХХ века, до сегодняшнего дня сохранились единицы.
Художественная мастерская по гончарству в Макаровом Яру возобновила свою работу только в конце прошлого века. На ее базе работают кружки для детей и взрослых по трем направлениям: изготовление глиняных изделий на гончарном круге, лепка игрушки и роспись готовых изделий.
Гончарное село Пархоменко является гордостью Луганщины, так как далеко не каждая область или край развивает на своей территории гончарный промысел в таком масштабе на протяжении более чем столетия. Поэтому незаслуженно забытый промысел требует к себе особого внимания как городских и республиканских властей, так и обычных людей, школьников, студентов. На сегодняшний день гончарная мастерская «Макаров Яр» входит в состав Государственного учреждения культуры Луганской Народной Республики «Луганский центр народного творчества», включена в туристические маршруты Луганской Народной Республики. Несколько раз в год Луганский центр народного творчества проводит выставки работ мастеров «Макарового Яра» с мастер-классами по лепке гончарных изделий, так же проводятся выездные мастер-классы в общеобразовательных школах Республики. Мастеров художественной мастерской по гончарству «Макаров Яр» приглашают на выставки различных уровней, так, в мае 2017 года в городе Москва будет проходить интер-музей с предоставлением выставочных площадей, в том числе и художественной мастерской «Макаров Яр». Популяризация гончарства в Луганской Народной Республике проходит так же через средства массовой информации.
автор: Юлия Можнякова