Методические рекомендации по организации учебно-творческой работы фольклорных певческих коллективов.
В настоящий момент все большую популярность приобретают исполнительские коллективы, содержание работы которых самым непосредственным образом связано с народно-певческими национальными традициями. Этот интерес во многом обусловлен высокохудожественной эстетической природой традиционного народного искусства, в котором любители черпают для себя нечто ценное и нравственно глубокое, рождающее в каждом человеке ощущение связи времен и поколений.
Самое трудное и самое главное в работе с фольклорным ансамблем — обучить участников характерной народно-песенной речи, ее интонационно-ладовым и метроритмическим особенностям, привить умение слышать и воспроизводить тот или иной характерный комплекс выразительных средств, придающих каждой народной песне свой особый колорит и неповторимость.
Специфика творческого процесса фольклорных коллективов состоит из особенностей фольклорного репертуара, форм и техники его концертно-сценического воплощения.
Опыт работы певческих аматорских коллективов говорит о том, что репертуарный багаж тогда полноценен и действенен, когда состоит из произведений различной степени трудности.
В каждом коллективе складываются свои формы и методы творческой работы, соответствующие прежде всего социально-возрастным особенностям состава участников и направлению их творческой деятельности. Однако, изучение традиционного метода фольклорного творчества и анализ опыта современных фольклорно-певческих коллективов дает возможность сформулировать некоторые наиболее типичные моменты, определяющие специфику, уровень и масштаб учебно-творческой работы ансамблей фольклорного направления. Рассмотрим их.
Учебно-творческая деятельность любого фольклорного коллектива начинается с осмысления эстетики народного музыкально-поэтического творчества, изучение его особенностей и приемов художественного выражения. Чем ярче и художественней они, тем скорее и определеннее складывается у певцов-амторов представление о народном пении. Поэтому огромное значение для работы фольклорных ансамблей имеет фольклорная экспедиция.
Фольклорная экспедиция — одна из существенных и обязательных сторон учебно-творческого процесса. Фольклорную экспедицию можно считать самой ценной и желаемой формой работы в приобретении специальных знаний и навыков в области народно-песенного и народно-певческого искусства, поэтому фольклорные экспедиции должны стать обязательной и регулярной формой работы. Богатые песенные традиции той или иной местности являются благодатной почвой для создания фольклорного ансамбля, особенно детского или молодежного. В начале необходимо выбрать определенный регион, песенная традиция которого станет главным предметом изучения и пропаганды.
В выборе фольклорного репертуара следует обязательно учитывать певческо-стиливые особенности этого материала и качество голосов участников ансамбля. Многое зависит от заинтересованности и организаторских способностей руководителя.
В учебно-творческих целях в фольклорном ансамбле можно проводить лекции и беседы о родном национальном искусстве. Обязательно посещение концертов профессиональных исполнителей народного искусства, аматорских коллективов с последующим анализом их выступления. Коллективное прослушивание исполнения произведений в записи в сочетании с заранее подготовленным руководителем устным комментарием к ним, дает слуховое представление об изучаемой песенной традиции.
Певческая работа. Певческое воспитание всегда протекает в тесном взаимодействии голоса и слуха певца. Таким образом освоение музыкально поэтического текста всеми участниками коллектива ускоряется благодаря «поющему ядру», которое как бы ведет за собой остальных участников. Накопление певческих навыков проходит постепенно, в процессе систематической и целенаправленной учебы, тренировки слуха и голоса.
Укажем основополагающие моменты певческой работы:
— прежде чем начинать занятие пением, певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность;
— петь только «своим» голосом, т.е. сохранять естественную окраску, свой тембр;
— петь на дыхании, с опорой на диафрагму, развивать ощущение взаимосвязи дыхания (область брюшного пресса) и звуковой волны: при направлении давления на диафрагму — усиливается звук и наоборот;
— петь открытым грудным резонатор (это главная характерная особенность народного пения в отличии от академического). Что бы грудной резонатор открывался, нижняя челюсть вместе с языком как бы подается чуть вперед. При этом огромную роль играет язык, который твердым кончиком упирается в основание нижних передних резцов. Движение это осуществляется быстро, ловко и постоянно в одном направлении: вперед-вниз. Фиксация гласных на кончике языка обеспечивает близкую подачу звука, который мыслится перед собой, на губах, на подбородке;
— петь в высокой певческой позиции, которая обеспечивает интонацию, остроту мелодического интонирования, полетности и яркости, звонкость звучания. У некоторых певцов строение полости рта практически обеспечивает высокую позицию в пении, другим же необходимо работать над приобретением этого певческого навыка;
— петь, как говорить, т.е. артикуляция во время пения должна быть такой же внятной и четкой, как в разговорной речи, но не утрированной: мягкой, но не безвольной.
Правильные певческие навыки можно развивать и закреплять с помощью специальных упражнений, построенных на народно-песенных интонационных оборотах. Лучше, если упражнения и распевки будут исполняться со словами, тогда легче избежать формального подхода к народному звукообразованию и неприемлемой для народной вокализации. Постоянно певческие навыки закрепляются и переходят в автоматические. Вокально-технологическая сторона все больше и больше отходит как бы на второй план и все внимание певцов концентрируется на образном содержании исполнения фольклорных произведений, на создании их сценических эквивалентов.
Работа над хореографией. В песенном фольклоре существует немало жанров, исполнение которых связано с пластикой танца. К ним, в частности, относятся хоровые (круговые и фигурные хороводы), игровые, плясовые песни, некоторые из которых имеют сюжет. В плясовых песнях исполнителям предоставляется большая свобода для раскрытия индивидуальных черт средствами хореографии. Плясовые напевы нередко имеют шуточный текст, который дает возможность раскрытия образной характерности пляски.
При сценическом воплощении танцевального необходимо выполнять требования, связанные со сценической жизнью танца: сохранять внутреннюю логику развития, художественную целостность и завершенность пластического образа на основе разработки национально-художественных стилевых элементов народной хореографии.
Прежде чем приступить к постановке танца, следует разучить с участниками отдельные элементы.
Не имея специальных знаний и навыков в области народного танца руководитель фольклорных певческих ансамблей стараются избежать исполнения песен с движениями. Поэтому решить эту проблему можно привлекая к хореографической работе фольклорных ансамблей руководителя танцевального коллектива.
Драматическая работа. В последнее время все заметнее стремление фольклорных ансамблей к постановкам целых сценических действий в виде «венков» народных песен, свадеб, посиделок, вечерниц и т.д. Использование выразительных средств драматического искусства помогает углубить работу над певческим фольклором. Народной песне свойственна драматургия. Сценическое воплощение — это прежде всего глубокое проникновение в содержание песни и поиск сценического решения.
Музыкальное сопровождение и сценическое оформление. Народная песня располагает многими выразительными средствами. Ее исполнение зачастую удачно дополняется инструментальным сопровождением. Надо хорошо знать народно-инструментального исполнительства, чтобы не допускать художественных ошибок.
Продуманное включение фольклорного творчества народного инструментария, несомненно обогащает художественную палитру коллектива, в котором всегда находятся любители, склонные к овладению сольной игрой на народных инструментах: кобзе, бубне, сопилке, гуслях, бандуре, барабане, трубе, контрабасе. В качестве сопровождающих пение предпочтительней использовать струнные народные инструменты, которые хорошо сливаются с голосами певцов.
Сценическое воплощение песни предполагает соответствующие костюмы, сценические атрибуты, в отдельных случаях даже декорации, выполненные хотя бы в самых условных чертах. Главное место отводиться костюму. Он может быть подлинным (приобретенным у местных жителей или сшитым по точно воспроизводящим подлинным эскизам), и выполненным по народным мотивам, т.е. стилизованным. Степень стилизации может быть различна. В любом случае необходимо соблюсти два основных условия:
1.отразить в костюме художественно-исполнительскую направленность творческой деятельности;
2. сохранить в костюме художественную меру и вкус.
Концертная деятельность фольклорных ансамблей связана с проблемой составления программ. Здесь надо предусмотреть все: динамику выступления, слушательское восприятие, тональное соотношение произведений, принцип их расположения, последовательность номеров и все подчинить главному — художественной ценности и завершенности концерта.
В этой связи несколько практических советов:
— при пении без сопровождения очень опасно для интонационного строя исполнять подряд песни в полутоновом, тональном соотношении;
— время непрерывного звучания лучше соблюдать в пределах 30-40 минут, иначе слушатель утомляется, активность восприятия снижается:
— кульминация выступления должна приходиться на конец высшего эмоционального напряжения;
— произведения большого драматизма высокой тесситуры, громкой динамики следует чередовать о спокойными, лирическими партитурами;
— удачной может быть программа, составленная в одном тематическом ключе, например — «весенние хороводы» (на основе календарных песен), «свадебный поезд», «щедровки», «колядки», «казачий круг», «трудовая артель», «женская доля в народной песне » и др.
В любой песенной композиции важно сохранить стилистическое единство, которое выражается в жанровом и певческом стилевом подборе песен, соотношении пения с разговорной речью.
Отдельно следует отрепетировать технику задавания тона. Желательно чтобы исполнители-певцы самостоятельно внутренним слухам сумели найти нужную тональность (особенно это относится к запевалам), поскольку народные песни, как правило, имеют запевы, то работа по определению тона сводиться к тренировке запевал.
Многократное исполнение песни в закрепленной тональности вырабатывает у исполнителей звуковысотную память на данную тональность.
Чтобы фольклор действительно ожил на сцене, надо добиться от исполнителей полной творческой отдачи. Для этого руководитель должен так организовать учебно-творческий процесс, чтобы расположить участников к активному творчеству. Дорожить каждым участником, раскрывая его сильные стороны, полезность для коллектива.
Техническое освоение материала всегда связано с трудоемкой и продолжительной репетиционной работой. В учебно-творческом процессе имеются две взаимодействующие функции — обучающая и творческая.
В фольклорном аматорском творчестве их влияние на участников усиливается, благодаря народно-танцевальной, драматической и сценической формой искусства.