Луганский областной центр народного творчества
Методические рекомендации
для учреждений культуры по изучению,
сбору и обработке фольклорного материала.
Луганский областной центр народного творчества предлагает методистам районных домов культуры, городских дворцов культуры, центров культуры и досуга, сельских домов культуры, руководителям фольклорных коллективов и собирателям фольклора методические рекомендации по сбору и хранению фольклорного материала, собранного у знатоков и исполнителей старинного фольклора.
При сборе фольклора необходимо помнить следующее:
— фольклорист не должен злоупотреблять временем и физическими возможностями исполнителей. Следует договариваться с исполнителями о вторичной встречи для продолжения записи;
— во время исполнения произведения не рекомендуется прерывать певца, вмешиваться в творческий процесс;
— запись фольклористом ведется при сохранении всех диалектических особенностей;
— вопросы исполнителю должны задаваться в доступной для них форме;
— словестно-музыкальное произведение (песня, припевки, частушки, баллады) следует записывать с мелодией;
— повествовательные виды фольклора (сказки, легенды, пересказы, повести) записывать по живому повествованию, а не по памяти;
— непосредственно из уст исполнителей записываются и загадки. Здесь же даются и отгадки. Бывает и то, что загадка может иметь несколько отгадок.
Предлагаемый вопросник для фольклористов предполагает определенное знакомство с историей края, обрядами и обычаями населения.
КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И ПОЭЗИЯ
1. Какие обряды совершались на святки, колядки? Кто колядовал (дети, взрослые), в какой день святок, в какое время суток? Как происходило колядование? Какие песни пели, как они назывались?
2. Были ли на святки игрища (посиделки, вечерки, вечеринки)? Кто принимал в них участие? Какие обряды, игры и песни были?
3. Были ли в игрищах ряженые (коза, медведь)? Что разыгрывали и какие были диалоги между ними?
4. Гадали ли в святки, как? Какие подблюдные песни, что предсказывали эти песни?
5. Какие были приметы об урожае, приплоде скота, погоде и т.д.? Когда и как они высказывались?
6. Как праздновали масленицу: ее встречу, проводы? Как назывались дни масленицы? Как наряжали Масленицу? Какие обряды, игры, песни были на масленицу? Как гадали на масленицу? Как поздравляли молодоженов на масленицу?
7. Какие обряды были при встрече весны и в какие дни? Как заклинали весну, какие песни пели? Какие обряды были? Какие приговорки и песни были во время первого весеннего грома, дождя?
8. Какие обряды и песни были перед началом пахоты и сева, при первом выгоне скота на пастбище?
9. Когда начинали водить весной хороводы, как они назывались? Кто и как водил хороводы? Какие песни пели? Кто разыгрывал содержание песен и как? Пели ли песни вне хороводов, когда и почему?
10. Какие обряды совершались на Троицу? Какие песни были при разжигании костров, завивании березок? Какие поминальные обряды были во время Троицы? Не было ли обычая «хоронить кукушку»?
11. Праздновали ли Петров день, Ильин день? Какие обряды и придания связаны с этими днями?
12. Обряды перед жатвой, во время ее и после, перед покосом, во время и после. Какие песни исполнялись?
13. Какие обрядовые песни до сих пор исполняются?
СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБРЯДЫ И ПОЭЗИЯ
1. Какие обряды, заклинания и песни исполнялись при рождении человека, первом купании, одевании, положения в колыбель, пострижении, выпадении зубов?
2. Как проходило сватовство, смотрины? Как назывались участники свадьбы со стороны жениха и невесты, их функции?
3. Были ли ряженые, какие сцены они разыгрывали?
4. Пелись ли на свадьбе ритуальные, заклинательные, величальные и корильные песни? Кто причитал на свадьбе: невеста, вопленица, подружки?
5. Какие лирические свадебные песни пелись, кто пел? Были ли приговоры, кто исполнял?
6. Какие не свадебные действия еще были на свадьбе?
7. Была ли строгая последовательность действий?
8. В какое года справляли свадьбу? Когда перестали справлять свадьбу по-старинному? Есть ли в деревне певцы, хорошо знающие старинную свадьбу?
9. Помнят ли о рекрутских обрядах? Причитали ли при проводах в армию? Какие песни исполнялись?
10. Были ли обряды при проводах на войну? Какие песни пелись?
11. Какие обрядовые действия были при похоронах человека? С какой целью и при какой последовательностью?
12. Чем отличались обряды при похоронах мужчины, женщины, юноши, девушки, ребенка, старого и молодого человека? Кто причитал и какие причитания были в обряде?
13. Был ли обычай причитать в данной местности по случаю пожара, наводнения, смерти животных и т. д.?
З А Г О В О Р Ы
1. Как назывались заговоры в данной местности и люди, их знавшие? Отличались ли знахари от колдунов?
2. Когда исполняли заговоры (шепотом, с восклицанием)?
3. Какие заговоры были от болезней и несчастья? Какие помогали в хозяйстве?
С К А З К И
1. Когда и почему рассказывали сказки (дома, на отдыхе, на работе)?
2. Какие сказки для взрослых, детей, женщин, мужчин?
3. Почему исполнитель знает сказки? Откуда (устная традиция, книга, радио)?
4. Как рассказывают сказки (мимика, жесты)?
5. Знает ли сказки, созданные в советское время?
ПРИДАНИЯ, БЫЛИЧКИ, ЛЕГЕНДЫ, СКАЗЫ
1. Что рассказывается о происхождении мира? О радуге, о луне, земле и д.р.?
2. Известны ли былички о встречах с лешим, домовым, русалками, полудниками и т.д.?
3. Какие предания существуют о происхождении села, его названии, местных рек, лесов, оврагов, озер и т.д.? Какие события здесь происходили в прошлом?
4. Какие устные рассказы существуют о том, как пришла революция в деревню, устные рассказы о Гражданской и Отечественной войне, период коллективизации.
БЫЛИНЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, БАЛЛАДЫ
1. Как исполнители называю былины (старина, песня…)? Как называют исполнителей (сказатели…)?
2. Как исполняется былина (сказывают, поют — соло или хором, под какое сопровождение)?
3. В какое время исполнялись былины? Платили ли вознаграждение? Есть ли придание об исполнителях — скоморохах, нищих, странниках-певцах, калеках-перехожих.
4. Кто исполнитель былин в округе? Верят ли в реальность былин? Кто научил исполнять былины?
5. Есть ли былины в данной местности в виде сказок? Не распеваются ли былины в качестве обрядовых песен?
6. Отличают ли певцы от былин исторические и балладные песни?
7. Какие исторические песни помнят исполнители: о монголо-татарском нашествии, об И. Грозном, Ермаке, Гришке Отрепьеве, Степане Разине, Петре І, Пугачеве, Отечественной войне 1812 г.? От кого услышали эти песни?
8. Какие баллады на социально-политические, семейно-бытовые и антирелигиозные темы известны певцам?
9. Известны ли баллады о «жестоких» изменах, любви, убийствах и самоубийствах?
10. Известны ли баллады о событиях Гражданской войны, коллективизации, Отечественной войны, послевоенного времени («Павлик Морозов», «Кочегар» и т.д.)?
НЕОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
1. Как народ называет необрядовые лирические песни?
2. Пелись ли специальные песни (трудовые) при совершении коллективной тяжелой работы (погрузку и разгрузку леса, при вбивании сваи, сплаве леса и т.д.)?
3. Какие лирические песни на социально-политические, семейно-бытовые, любовные темы знают исполнители? Какие сатирические и юмористические песни?
4. Известны ли исполнителям лирические песни (романсы) о «жестоких» изменах, любви, убийствах и самоубийствах?
5. Какие песни времен Гражданской войны, довоенных, военных и послевоенных лет бытуют в настоящее время?
6. В наших условиях и как исполнялись песни (в поле, в клубе, на свадьбе…соло, хором, в пляске)? Какие песни поют мужчины, какие — женщины?
7. Есть ли различие в репертуаре рядом расположенных сел?
Ч А С Т У Ш К И
1. Какое местное название частушек? Имеют ли они несколько названий? Причины?
2. когда и как поют частушки (с аккомпанементом, с пляской)? Разыгрываются ли диалоги и как?
3. Кто создает частушки? Какие частушки возникли в рабочее время в рабочей среде, в советское время (об Октябрьской Революции и Гражданской войне, индустриализации и коллективизации, о Великой Отечественной войне)?
4. Есть ли в данной местности частушечницы?
НАРОДНЫЙ ТЕАТР
1. Бытовал ли в данной местности обычай рядится в связи с какими-либо праздниками и событиями? Кто рядился, кем, какие сценки разыгрывались, какие диалоги велись? Какие маски, костюмы и грим использовали ряженые? Отношение к ним населения.
2. разыгрывались ли в данной местности народные пьесы, кто был постановщиком? Что известно о «выкриках» балаганных дедов?
3. Какова традиция ряжения, использования народных пьес в настоящее время?
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
1. Какие колыбельные песни, пестушки и потешки бытуют в данной местности? Сопровождаются ли они игрой, действиями? Какие колядки, овсени, веснянки, песенки-заклинания мира природы (о дожде, о божьей коровке и т.д.) знают дети или взрослые?
2. Какие небылицы-перевертыши, дразнилки и поддевки распространены в детской среде? Знают ли дети скороговорки, загадки, загадки-задачи и т.д.
3. Какие игры популярны в детской среде? Как они проходят?
4. Как проходят жеребьевки и считалки?
5. Знают ли дети страшные истории? Какие сказки они рассказывают в своей среде? Знают ли они особые приветствия и прощания, клятвы?
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1. Есть ли пословицы связанные с местными событиями, бытом природой?
2. Существуют ли местные названия пословиц и поговорок? Какие пословицы и поговорки произошли в советское время?
З А Г А Д К И
1. Какие виды загадок бытуют в данной местности (загадки-задачи, заумные загадки и пр.)?
2. Как раньше называли загадки?
3. Есть ли загадки, имеющие несколько отгадок и есть ли разные загадки с одной отгадкой?
РАБОЧИЙ ФОЛЬКЛОР
1. Как совершались обряды, связанные с рождением и воспитанием детей? Как справляли свадьбы? Похороны?
2. Справляли ли рабочие традиционные календарные обряды (Новый год, масленицу, троицу и т.д.)? Есть связь с современными обрядами?
3. Какие сказки были известны в рабочей среде (о мастеровых, о шахтерах…). Источники их?
4. Какие предания известны о возникновении рабочего поселка, завода, фабрики, шахты, о первых поселенцах, первом заводчанине, фабриканте…,об их семьях и потомках? Откуда произошли названия населенных пунктов, рек, гор и т.д.
5. Известны ли предания о притеснениях рабочих господами, приказчиками и т.д. Есть ли предания о защитниках рабочих?
6. Есть ли предания о рабочих-умельцах, их связи с «хозяином» или «хозяйкой» шахты и т.д. Предания о взаимоотношениях рабочих-умельцев с господами и т.д.
7. Бытовали ли в рабочей среде предания о Ермаке, Петре I, Пугачеве, Болотникове и др. исторических лицах? Как отразилось это на быте рабочих, взаимоотношениях с господами?
8. Какие рассказы известны о возникновении революционного движения на заводе, в поселке, городе? Как зарождалось движение? Кто были первые революционеры? О каких наиболее примечательных революционных событиях помнят рассказчики?
9. Как совершалась Октябрьская революция? Рассказы о событиях Гражданской войны, индустриализации, о Великой отечественной войне?
10. Бытуют ли рассказы о трагических, старинных событиях, или о смешных забавных историях?
11. Известны ли рассказчикам старые рабочие песни (о тяжелых условиях труда, о приказчиках)? Помнят ли рабочие песни каторги и ссылки, революционные песни?
12. Знают ли исполнители частушки? Есть ли среди частушек тексты, в которых отразились бы черты старого быта рабочих и их революционная борьба, Гражданская война, индустриализация, культурная революция, Великая Отечественная война, послевоенное время?
13. Известно ли в рабочей среде о балаганах, о «выкриках» балаганных дедов? Существует ли обычай рядиться на праздники? Кто и кем рядится, какие сценки разыгрываются, какие диалоги при этом? Какие маски, костюмы и грим используют ряженые? Стремятся ли они неузнанными, почему?
14. В каких пословицах и поговорках отразился быт рабочих, условия их труда, революционная борьба за социально-политическое переустройство капиталистического общества, строительство социализма?
ФОЛЬКЛОР ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ
1. Какие песни, отражающие события Великой Отечественной войны, пелись и поются в настоящее время? Нет ли песен местного происхождения о событиях и героях вашего района, предприятия, села?
2. Какие народные песни (лирические, исторические и др.) были особенно распространены в период войны? Были ли переделки традиционных песен, при каких обстоятельствах они исполнялись?
3. Частушки, которые пелись во время войны?
4. Пословицы, поговорки и т.д., которые бытовали или были созданы в период войны и исполняются ли они в настоящее время?
5. Лучшие сказочники, сказители-импровизаторы, знающие тексты произведений, которые были популярны в те годы. Записать рассказы фронтовиков, людей, перенесших немецкую оккупацию, а так же рассказы участников партизанского движения.
6. Исполнялись ли в вашем районе во время войны причеты и какие: по воинам, павшим в боях за родину, по гражданам, угонявшихся на фашистскую каторгу.
7. Произведения о Великой Отечественной войне, исполняемые детьми (песни, сказки, анекдоты и пр.).
8. Сбор вещественного материала (памятные записные книжки, альбомы стихов и песен, дневники, письма), содержащие произведения фольклора периода Великой Отечественной войны.