• Главная
  • Мeтодическая работа
    • Работникам клубных учреждений
    • Руководителям вокально-хоровых коллективов
    • Руководителям хореографических коллективов
    • Руководителям инструментальных коллективов
    • Руководителям театральных коллективов
    • Руководителям фольклорных колективов
    • Обобщения опыта роботы
    • Мастерам декоративно-прикладного искусства
  • Клубные учреждения
    • Города
    • Районы
  • Феcтивали, праздники
    • Праздники
    • Творческие отчеты
    • Фестивали,смотры-конкурсы
    • Культурно-художественные акции
  • Новости
    • Афиша
    • Вас приглашают другие территории
  • Контакты
Художественная мастерская Макаров Яр

Проблема возрождения традиционного гончарного промысла на Луганщине, на примере гончарной мастерской «Макаров Яр» (с. Пархоменко Краснодонского района)

Дата: 26 апреля 2017 Автор: admin

В настоящее время особенно актуальной становится проблема изучения традиционной культуры Луганщины, ее отличительных черт и самобытности. Народные традиции лучше всего проявляются в декоративно-прикладном искусстве и фольклоре. И если фольклор достаточно подробно изучался на протяжении последних нескольких десятков лет, то декоративно-прикладному искусству уделялось исследователями намного меньше внимания.

В контексте традиционно-бытовой культуры меньше всего изучен гончарный промысел Луганщины.

Гончарству Луганщины, в частности центру этого промысла – селу Пархоменко Краснодонского района, посвящено всего несколько исследований, в частности работы Тищенко О. Р., Пошивайла О. М., Маслова М. П. и Каплуна Н. М., но не одна из них не содержит анализа состояния гончарного промысла на современном этапе. Поэтому исследование данной проблемы нуждается в современном переосмыслении.

В селе Макаров Яр (с 1951 года село носит название Пархоменко) гончарство зародилось в начале XIX века. На протяжении первой половины XIX века происходило стремительное развитие промысла, который удовлетворял потребности жителей села и прилегающих поселений. Становление местного гончарства происходило под влиянием производственных традиций мастеров из соседних Полтавской и Харьковской губерний. Земельная реформа 1861 года способствовала возрастанию роли гончарства в социально-экономическом развитии региона. Быстрыми темпами промысел развивался до 1915 года. Вторая половина 1910-х годов примечательна стагнацией промысла, обусловленной негативными факторами экономического и политического характера, которая во второй половине 1920-х годов перешла в период постепенного упадка гончарства, который длился до конца 1950-х годов.

Славяносербское уездное земство, на территории которого находилось гончарное село Макаров Яр, в начале ХХ века было одним из наиболее прогрессивных земств Екатеринославской губернии. На протяжении 1902-1915 годов, оно воплощало комплексную систему модернизации местного кустарного гончарства. Внедрение изготовления глазурированных изделий, открытие в Макаровом Яру учебно-показательной гончарной мастерской, исследования свойств и эксплуатация новых месторождений местных глин, расширение ассортимента глиняных изделий, привлечение к обучению гончарства жителей других сел, популяризаторская деятельность руководителя мастерской, сотрудничество с Миргородской художественно-промышленной школой имени Николая Гоголя и другие земские инициативы свидетельствовали про последовательные действия органов самоуправления по поддержке гончарного промысла. Не все реализованные меры были достаточно эффективными, хотя и имели цель в условиях возрастания промышленного производства керамики поддержать традиционное гончарство, расширить сферу его влияния, рынки сбыта продукции, привлечь к этому занятию молодежь и таким образом противостоять упадку промысла. Тем не менее, земскую программу поддержки гончарства не удалось в полной мере реализовать вследствие неопытности в этом деле земских деятелей и специалистов, отсутствия специалистов — керамистов и нерешительности самих мастеров.

Пик развития макарово-яровского гончарства приходится на время активного содействия со стороны земства 1902-1915 годов. В дальнейшие годы в местном гончарстве начали зарождаться признаки упадка, связанные со стремительным распространением фабрично-заводского производства эмалированной и фаянсовой посуды, а также обусловленные государственной политикой по отношению к кустарным промыслам. Указанные тенденции привели к упадку гончарного промысла не только в Макаровом Яру, но и во многих других гончарных центрах.

Важным периодом в истории макарово-яровского гончарство была деятельность керамической кустарно-промышленной школы (1927-1935). С ней связывались перспективы развития местного гончарства. Макарово-яровская керамическая кустарно-промышленная школа была единственным в регионе учебным заведением, который готовил мастеров по гончарству.

Гончарство Макарова Яра имеет свои локальные особенности, обусловленные историческими, природно-географическими и социально-экономическими условиями. Они проявлялись в распространении местных названий изделий; в способе эксплуатации глины и ее хранении в жилых помещениях в специально обустроенных для этого ямах, выложенных мергелем; в строительстве горнов преимущественно вдоль рек (несколько из них сохранилось до наших дней).

В обиходе макарово-яровских мастеров были глиняные изделия, которые по форме и функциональному назначению почти не отличались от распространенных на территории левобережной Украины. Ассортимент глиняных изделий был достаточно широким. Наибольшую его вариативность зафиксировано в первые десятилетия ХХ века. В конце 1920-х годов, под влиянием изменений в бытовых условиях жизни населения, падения спроса на традиционные формы посуды, а также под натиском изделий фабрично-заводской промышленности ассортимент местной гончарной продукции начал сокращаться. Только в послевоенные годы, во время временного расцвета промысла ассортимент глиняных изделий немного возрастал.

jjjjjj2

Вторая половина XIX века характерна преимуществом терракотовых изделий в ассортименте гончаров. Период наивысшего развития гончарства примечателен изготовлением как неполивяной, так и поливяной продукции. Традиционными цветами поливы были желтый, зеленый и коричневый.

В первой половине ХХ века местные мастера применяли такие способы декорирования: роспись ангобами (преимущественно белыми), ретуширование, остекление. При этом преобладали не орнаментальные композиции, а их элементы, своеобразные орнаменты с использованием местных растений, мотивов природы реки Северский Донец и Донецкой степи. Стилизация изделий отличалась сдержанностью, даже графичностью. Творческие работы мастеров и учеников Макарово-яровский керамической кустарно-промышленной школы отличались богатой цветовой гаммой, применением техники рисовки и лепным декором.

Особенностью макарово-яровских кувшинов, горшков, макитр является удлиненность их форм и значительная вариативность (в зависимости от емкости).

jjjj1

В Макаровом Яру были распространены такие основные формы сбыта глиняных изделий:

– продажа изделий дома, на базарах, ярмарках;

– безденежный обмен;

– оптовый сбыт скупщикам.

Глиняная посуда была неотъемлемым атрибутом семейной и календарной обрядовости местного населения. Ее размещение в доме выполняло охранное и знаковое назначение. В свадебных, похоронных, календарных обрядах, народной медицине она являлась ритуальным вместилищем обрядовой еды или воды, посудой, в которой готовили ритуальные блюда, или с помощью которой готовили лечебные отвары. Определенные действия с глиняными изделиями могли предсказывать будущее. Не смотря на частичную утерю старинных ритуалов и обрядов, глиняная посуда остается неотъемлемым атрибутом семейной и календарной обрядовости местного населения.

Феномен Макаровго Яра состоит в том, что:

– он был единственным мощным гончарным центром Донбасса;

– по вопросу содействия развитию гончарства он пребывал в центре внимания земских органов самоуправления;

– в разные исторические промежутки времени там действовали гончарная учебная мастерская и единственная в регионе керамическая кустарно-промышленная школа.

В последние несколько десятков лет гончарный промысел не пользуется популярностью, за исключением, возможно, музея в Опошне (Полтавская область). Из нескольких сотен гончарных центров, которые действовали в Украине в конце XIX – начале ХХ века, до сегодняшнего дня сохранились единицы.

Художественная мастерская по гончарству в Макаровом Яру возобновила свою работу только в конце прошлого века. На ее базе работают кружки для детей и взрослых по трем направлениям: изготовление глиняных изделий на гончарном круге, лепка игрушки и роспись готовых изделий.

Гончарное село Пархоменко является гордостью Луганщины, так как далеко не каждая область или край развивает на своей территории гончарный промысел в таком масштабе на протяжении более чем столетия. Поэтому незаслуженно забытый промысел требует к себе особого внимания как городских и республиканских властей, так и обычных людей, школьников, студентов. На сегодняшний день гончарная мастерская «Макаров Яр» входит в состав Государственного учреждения культуры Луганской Народной Республики «Луганский центр народного творчества», включена в туристические маршруты Луганской Народной Республики. Несколько раз в год Луганский центр народного творчества проводит выставки работ мастеров «Макарового Яра» с мастер-классами по лепке гончарных изделий, так же проводятся выездные мастер-классы в общеобразовательных школах Республики. Мастеров художественной мастерской по гончарству «Макаров Яр» приглашают на выставки различных уровней, так, в мае 2017 года в городе Москва будет проходить интер-музей с предоставлением выставочных площадей, в том числе и художественной мастерской «Макаров Яр». Популяризация гончарства в Луганской Народной Республике проходит так же через средства массовой информации.

автор: Юлия Можнякова

Оставить комментарий или два

  • Свежее
  • Обсуждение
  • «Проводы Масленицы» в Луганском парке п. Юбилейный
    2020-03-03 18:58:31 - 1 comments
  • Конкурс детского изобразительного искусства «Александр Невский — мой герой»
    2020-04-27 12:09:24 - 1 comments
  • Открытие выставки посвященной 75 -летию Великой Победы сотрудниками Художественной мастерской по гончарству «Макаров Яр» ГУК ЛНР "Луганский центр народного творчества"
    2020-05-07 13:09:36 - 1 comments
  • Видео мастер-класса по изготовлению ложки от мастеров Кузнецовых
    2020-05-08 13:04:24 - 1 comments
    • Язык есть исповедь народа
      20 Фев 2021 в 8:17 пп - Комментариев нет
    • Открытие персональной выставки «Россыпь талантов» мастеров филиала народного клуба «Левша» «Возрождение» из города Суходольска, Краснодонского района
      11 Фев 2021 в 11:05 дп - Комментариев нет
    • Заседание сельского клуба «ПОсиДЕЛКИ» в художественной мастерской по гончарству «Макаров Яр»
      11 Фев 2021 в 10:55 дп - Комментариев нет
    • Проведение международного фестиваля-конкурса патриотической песни «Истина Победы»
      9 Фев 2021 в 3:20 пп - Комментариев нет
    Контактная информация

    91055
    тел./факс (0642) 93-16-15
    Е-mail: locnt@yandex.ua

    2009-2021 Луганский центр народного творчества

    Свидетельство о Регистрации в Министерстве связи и массовых коммуникаций
    Луганской Народной Республики Серия № ЭЛ 000053

    Мы в сети