Чтоб не быть легенде длинной,
Расскажу ее короче.
Бог лепил людей из глины,
Бог трудился дни и ночи…
А потом присел устало
И сказал: «А что? Не худо…
Из остатков матерьяла
Что слепить? … Ура! Посуду!»
Что получится так ловко,
Он загадывал едва ли…
Люди приняли обновку
И керамикой назвали.
И пришел подарок божий
К нам из каменного века,
Без него на что похожа
Жизнь была б у человека?
Очень любим пить и кушать
Мы из глиняных изделий,
Видно родственную душу
В глине все же разглядели.
Л. Кострова
Вступление
Государственное учреждение культуры Луганской Народной Республики «Луганский центр народного творчества» продолжает работу по популяризации и обобщению опыта творческой деятельности ведущих мастеров декоративно-прикладного и изобразительного искусства народного клуба «Левша».
В данном буклете представлены материалы о заслуженном мастере народного творчества Украины, народном самодеятельном мастере декоративно-прикладного искусства Луганщины, члене Национального союза мастеров народного искусства Украины, члене народного клуба «Левша», мастере по керамике Ярошко Николае Константиновиче.
В незапамятные времена, узнав свойства глины, человек стал искать применения этому материалу. С годами полученные в результате обжига глины или близкие к ней виды сырья, материалы и изделия назвали собирательным термином «керамика» (от древнегреческого слова «керамос» — обожженная глина).
В конце XIX века гончары Луганщины в основном изготавливали кухонную утварь, их творчество тесно переплетается с гончарным искусством Слобожанщины. Но все же, были определенные признаки, которые отличали глиняные изделия Луганщины от других территорий. Это – своеобразные орнаменты с использованием местных растений, мотивов природы. Стилизация изделий отличалась сдержанностью, даже графичностью. Гончары кроме посуды, делали «свистульки», детские игрушки, которые отличались от игрушек других центров керамики.
Самым большим центром гончарного искусства Луганщины было село Макаров Яр Свяносербского уезда (с 1958 года – село Пархоменко Краснодонского района Луганской области). За переписью 1885 года в селе было 300 дворов, в которых жило 239 гончаров. За сезон они делали до 100 тысяч штук известной на всю округу посуды.
И сейчас народные умельцы с. Пархоменко продолжают традиции гончарства, на территории усадьбы Алексея Артюшенко работает художественная мастерская Луганского центра народного творчества «Макаров Яр». Помимо кухонной утвари участники кружков также изготавливают керамические игрушки, статуэтки и свистульки.
Народное творчество значительно отличается от профессионального декоративно-прикладного искусства. Ведь самодеятельные мастера не получали специального художественного образования. Навыки ремесла передавались от отца к сыну, от матери к дочери. Здесь по существу нет автора. Автор — народ. Отдельные кустари — это обычно только носители традиционного искусства. Работа их носит характер традиционного коллективного творчества.
Для подлинного художника необходимо не только свободно и виртуозно владеть теми или иными инструментами в процессе работы, но и быть человеком наделенным способностью к образному мышлению. Обладать умением почувствовать выразительные возможности материала, способностью найти форму и очертания создаваемого предмета, взаимоотношения отдельных деталей, орнамента и общего объема, которые в целом выражают душевное состояние, мироощущение автора и передают это настроение зрителю.
За более детальной информацией можно обращаться:
91055, г. Луганск, ул. Ленина, 36,
Луганский центр народного творчества,
почта — locnt@yandex.ru
тел. — факс: 93-16-15, (0642) 93-74-28.