Методическое пособие по созданию традиционного донского казачьего костюма Народный костюм Луганщины

Дата: 05 Июнь 2019 Автор: admin

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Содержание

Вступление…………………………………………………………… 4
История заселения Луганской области…………………………….. 5
Мужской костюм……………………………………………………. 10
Женская праздничная одежда………………………………………. 20
Бытовая одежда казачки…………………………………………….. 31
Женские головные уборы…………………………………………… 33
Обувь женская……………………………………………………….. 40
Украшения…………………………………………………………… 41
Детская одежда………………………………………………………. 41
Рекомендации………………………………………………………… 43
Список литературы…………………………………………………… 48
Примечания…………………………………………………………… 49

Вступление

Государственное учреждение культуры Луганской Народной Республики «Луганский центр народного творчества» продолжает работу по изданию методических рекомендаций для развития декоративно-прикладного искусства и традиционных ремесел, некогда бытующих на Луганской земле.
Брошюра будет полезна как руководителям кружков, занимающихся созданием и пошивом народных костюмов, так и руководителям вокальных и хореографических коллективов.
В данном издании представлен материал о традиционном народном костюме донских казаков, а также предложены рекомендации по его созданию на примере костюма казаков Северского Донца Станично-Луганского района.
Народный костюм – это память традиции, менталитет определенной национальности. Его следует рассматривать как своего рода социокод, который фиксирует определенные характеристики конкретной культуры и, вместе с тем, является источником информации об определенном этносе. Анализ особенностей национального костюма того или иного народа позволяет нам узнать его историю, быт, традиции и обычаи.
В нынешнее время национальные костюмы практически вышли из повседневной жизни и их можно встретить только в музеях. На Луганщине – это Луганский, а также Новоайдарский и Станично-Луганский краеведческие музеи, в которых собраны объемные коллекции народных костюмов и элементов одежды нашего края.
История народного костюма, также как и история в целом, изучается по материалам, полученным при археологических раскопках, летописях, историях, сохраненных в документах и фотографиях. Отечественный народный костюм имеет многовековую историю, которая предопределялась бытом наших предков, внешним обликом, образом и устоем жизни, а также географическим положением.

История заселения Луганской области

История заселения Луганской области продолжалась на протяжении многих веков и, чтобы более детально рассмотреть историю костюма именно нашего края, обратимся к территориям между Днепром и Доном, ограниченных с юга Азовским морем, а с севера – условной линией лесов, и называемой до XVII века «Диким Полем», позже – частью  Слободской Украины, а в нынешнее время – Донбассом.

Собирая и обрабатывая исторические материалы об особенностях народов живущих на территории Донбасса, мы выяснили, что основным богатством края является многонациональность, которая насчитывает около 130 этнических групп. Каждая этническая группа (даже самая малочисленная) старалась сохранить свою самобытность, традиции и устои как в обрядах, быте, национальных блюдах, так и в национальном костюме.

Одной из этнических групп Донбасса является донское казачество. Изначально областью заселения донских казаков является территория нынешнего поселка городского типа Станица Луганская, а также Станично-Луганский район. Также местами традиционного проживания донских казаков являются большинство населенных пунктов Краснодонского района (юрта бывшей станицы Гундоровской), г. Краснодон (бывший хутор Сорокин). Территории нынешних Краснолучского, Антрацитовского, Свердловского районов также входили в состав Области войска Донского, хотя процент проживания казаков в этих районах был весьма незначителен. Когда в 1920 году образовывалась Донецкая губерния с центром в г. Луганске, то для этого Украине были переданы станица Луганская с ее 44 хуторами и территории вышеупомянутых промышленных районов, а также ряд других станиц Войска Донского.

Так как все в жизни меняется, в том числе и мода на одежду, нужно понимать, что казачий костюм не всегда был такого вида, как мы представляем сейчас. Поэтому совершим небольшой экскурс по женской казачьей одежде XVI-XVIII веков. Более ранний период истории казачьего костюма нам неизвестен.

Монографий описания быта и одежды казаков Северского Донца нет, но, руководствуясь тем, что станица Луганская была составной частью области Войска Донского, можем предположить идентичность в общей моде, бытующей на этой территории. Проследить женскую моду можно по сохранившимся записям и иллюстрациям.

«…В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом». «…Перед взором их открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800)

Кубелек – старинное праздничное платье казачек. Слово имеет тюркские корни и в переводе с татарского означает «бабочка». Вероятно, такие ассоциации вызваны тем, что старинные кубельки шили длиной немного ниже колен, с короткими рукавами, а широкие рукава рубах, выглядывающие из-под него, напоминали крылья бабочки. Впоследствии, кубелек удлинялся и к ХIХ веку стал походить на длинное платье.

Этот род женской одежды с отрезной талией шился из парчовой, шелковой ткани. Лиф кубелька, а иногда и весь кубелек, застегивался спереди на металлические, серебряные или низанные жемчугом пуговицы. А петли были сделаны из металлической золотной (сотканной из золотой нити) или серебряной тесьмы. Параллельно им шел второй ряд пуговиц, имевших форму капли или сливы (вислые пуговицы), который служил лишь украшением. Выше талии кубелек подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим узорным узким поясом (татауром) с пряжкой. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом в технике сажение по бели.

кккккк

Головные уборы демонстрировали статус женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку – челоуч (челоух), который шился из бархата и украшался жемчугом и каменьями. На косу вешали лопасник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках). Таркич – большой платок, сложенный по диагонали. Один конец прикрывал косу, а два других пропускали накрест под косой сзади и завязывались на темени. После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и прятались под головным убором. Повседневным убором был повойник – высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался из парчи на вате, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники одевали кички в виде большой треугольной лопаты, которую покрывали салником – кисейной или флеровой фатой. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы. Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими и к ХIХ веку вышли из употребления, кроме таркича и зимней шапки. На ногах казачки носили кожаные чулки «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, узорчато выстроченные серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.

После Отечественной войны 1812 года, а также в ходе проведения земельных реформ ХIХ века, начали происходить изменения в моде. Европейские веяния потихоньку проникали и на Дон. У женщин рос вкус к городским нарядам и в конце ХIХ в. повседневным и праздничным одеянием становится костюм «парочка» и «кофта-юбка», вытеснившие традиционный «кубелек». Являясь отражением господствующих тенденций моды, они получают повсеместное распространение и региональные особенности.

У мужчин же осталась приверженность к военной форме.  Более детально мы рассмотрим одежду казаков станицы Луганской временного отрезка конца ХIХ начала XX века.

За более детальной информацией можно обращаться:

91055, г. Луганск, ул. Ленина, 36,
Луганский центр народного творчества,
почта — locnt@yandex.ru
тел. — факс: (0642) 93-16-15

Методическое пособие по созданию
традиционного донского казачьего костюма
Народный костюм Луганщины

 

Составители:
Ведущий методист
по декоративно-прикладному и изобразительному искусству
Рожкова Е.В.
Редакционный совет:
Заместитель директора ГУК ЛНР
«Луганский центр народного творчества»,
заслуженный работник культуры Луганской Народной Республики
Яворская И.П.
Заведующая отделом народного творчества
и традиционных жанров аматорского искусства,
заслуженный работник культуры Луганской Народной Республики
Суркова О.В.
Компьютерная верстка:
Заведующая отделом аналитически-информационного обеспечения
и редакционно-издательской деятельности
Елистратенко А.А.
Ответственный за выпуск:
Директор ГУК ЛНР «Луганский центр народного творчества»,
заслуженный работник культуры Украины
Яровой В.М.

 

 

 

Оставить комментарий или два