Методические рекомендации по писанкарству

Дата: 14 Август 2017 Автор: admin

Государственное учреждение культуры
Луганской Народной Республики
 «Луганский центр народного творчества»

1а

писане

методические рекомендации по писанкарству

Берегиня из глубины столетий

Луганск 2016

ПИСАНКИ

 Давно забыты времена
(ведь два столетия прошло),
Когда седая старина
Творила диво-ремесло

Во дни Великого поста
В руках искусных мастериц
На свет рождалась красота
Чудесной росписи яиц

В каких заветных сундуках
Секреты росписи лежат?
Быть может, в старческих руках
Святой и давний тот обряд?

Лучинка, краски, воск, игла
На службе тех искусных рук.
Молитва добрая текла
Под своды келий и лачуг.

Достану краски и иглу,
Свечу из воска, спицу, нить,
Воздав традициям хвалу,
Начну художество творить.

Пусть много времени прошло,
Склоню главу пред стариной.
Рисуй, тончайшее стило
Орнамент, выдуманный мной.                         

 

                                    Т. Мирошникова

Вступление

Государственное учреждение культуры Луганской Народной Республики «Луганский центр народного творчества» продолжает работу по изданию методических рекомендаций для развития направлений декоративно-прикладного искусства.

В данном буклете представлен материал о таком направлении декоративно-прикладного искусства как писанкарство.

Мастерами народного клуба «Левша» ведется большая работа по распространению и популяризации традиций народного творчества на Луганщине и за её пределами.

пис1

Традиция создавать писанки уходит своими корнями в глубокую древность, когда человек был един с природой. И чтобы выжить среди могучих стихий, нужно было иметь сердце, чистое, как горные воды, а руку крепкую, как ветви дуба, а еще знать удивительный язык Вселенной.

Впоследствии возникли символы, как буквы того волшебного языка. Изображая их на стенах пещер, посуде и одежде, люди обращались к солнцу, ветру, воде, земле. Со временем послания стали писать на птичьем яйце. Почему именно яйцо? Видимо потому, что древних людей поражало появление из неодушевленного предмета новой жизни. И так, не зная астрономии, наши предки превратили круглое яйцо в маленькую модель Земли и Вселенной. Модель с огненным шаром внутри…

Издревле, благодаря летописям, древним рассказам, находкам археологов, до нас дошли традиции росписи яйца различными знаками. Современные исследователи трактуют древнюю символику в большинстве своём как поклонение земле, стихиям, Солнцу, богам.

Благодаря возвращению в мир изначальных знаний мы имеем возможность самостоятельно прочитать правильное значение знаков на каждой писанке и расшифровать информацию, которую она несла; на себе прочувствовать благостное воздействие положительных символов, знаков и орнаментов.

Традиционно писанки писали и дарили каждому из близких и друзей. И рисунки читались как открытая книга. Одариваемый знал, чего ему желают близкие люди и хранил эти обереги, которые несли в себе тепло и доброту. Тем самым окружение человека наполнялось правильными созидательными знаками. В последние годы искусство написания писанки начинает возрождаться. Многие из тех, кто единожды попробовал, стараются продолжать писать дальше, создавать эти обереги.

На Луганщине писанкарство распространено среди мастеров декоративно-прикладного искусства. Центрами писанкарства являются города Свердловск клуб ТОНУС (рук. Ивашкина Е.А.) и Стаханов клуб «Вдохновение» (рук. Раевская С.А.). Народными мастерами Луганщины Б. Гомоюновым, Л. Ткаченко, В. Гончаровой, Л. Кичук, С. Мележик, В. Подольской ведется большая творческая работа по изучению и созданию писанок, популяризации этого вида творчества среди детей, молодёжи и людей более старшего поколения. Для этого проводятся мастер-классы и творческие лаборатории, выставки, семинары, создаются и работают кружки и студии по писанкарству.

Обучение учащихся в кружках и студиях по писанкарству способствует развитию художественно-эстетических качеств личности, развитию индивидуальных и творческих способностей, умению целенаправленно искать и использовать нужную информацию, формировать художественную культуру.

История создания писанок

Писанка – яйцо декорированное с традиционными символами. Изготовление писанок связывалось с дохристианским народным обычаем встречи весны, позже – с Пасхой.

Этот вид народного творчества распространен у многих славянских народов.

пис2

В мифах многих народов мира именно яйцо есть миротворческим началом. У славян-язычников писанки существовали уже во времена антов – наших прапредков /III — VIII в. н. э./ и были символом солнечного культа.

Яйцо птицы – это зародыш жизни, символ бога солнца; оно в древности символизировало – добро, радость, счастье, любовь, богатство, успех, расположение добрых сил и защита человека от злых сил. Яйцо – эмблема солнца – жизни, рождения, а птицы, несущие яйца – это вестники весеннего воскресения, Солнца.

Расписывали яйца традиционно женщины и девушки – как берегини семейного очага, хранящие силу рода. Молодые девушки могли собраться дружной компанией, а замужние женщины писали, работали над созданием писанок, только ночью, когда нет шума и дневной суеты, а дети спят. Берегиня должна была полностью сосредоточиться на процессе создания, вложения в своё творение добрых пожеланий и светлых мыслей.

С введением христианства постепенно меняется и символика писанки. Она стала символом радости и веры в воскресения Иисуса Христа как символа всепрощения.

Все эти представления и верования отразились в различной символике, встречающейся на яйцах, на техниках росписи яиц.

Составитель:

 

Ведущий методист по декоративно-прикладному

и изобразительному искусству

Митченко Е.Э.

 

Редакционный совет:

Заместитель директора ГУК ЛНР
«Луганский центр народного творчества»

Яворская И.П.

Заведующая отделом декоративно-прикладного и изобразительного искусства ГУК ЛНР
«Луганский центр народного творчества»

Клунная Г.Н.

Ответственный за выпуск:

 Директор ГУК ЛНР
«Луганский центр народного творчества»

Яровой В.М.

 

За более детальной информацией можно обращаться:

91055, г. Луганск, ул. Ленина, 36,
Луганский центр народного творчества,
тел. — факс: 93-16-15, (0642) 93-74-28.

Оставить комментарий или два