Предлагаемое методическое пособие разработано Луганским центром народного творчества, основная задача — помочь руководителям эстрадных вокальных коллективов организовать планомерную и целесообразную работу с участниками коллектива которая повысит вокальный и эстетический уровень участников.
Понятие «эстрадный вокал» мы понимаем как сольное исполнение с эстрады музыкальных номеров песенного жанра. Отличительной особенностью исполнения эстрадных песен является их особая подача: каждая песня яркий и эмоциональный мини-спектакль, в котором важное место занимает текст песни.
В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки.
Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.
В эстрадном вокале допустимо подражание голосом различным музыкальным инструментам, произношение текста шепотом и т.п., т.е. обязательное наличие исполнительской импровизации, актерской трактовки данного музыкального произведения. Эстрадные пенсии исполняются под аккомпанемент электронной музыки с использованием звукоусиливающей аппаратуры.
Подлинная культура эстрадного пения, как некий запас специальных, необходимых для певческой деятельности знаний, высокой степени технического мастерства, чувство художественного вкуса и стиля, возможны только при условии овладения эстрадными певцами личностной и музыкальной культурой в самом широком смысле этого емкого понятия, определяемого как совокупность духовных достижений общества.
В основе постановки голоса в эстрадном классе лежит принцип пения в речевой позиции, который способствует быстрому освоению любой манеры эстрадного пения. Пение в речевой позиции обеспечивает сохранение ощущения легкости, комфортности при пении, естественности артикуляции, и следовательно, хорошей дикции, независимой от условий фонации (регистра, высоты звука, типа гласного, силы голоса, эмоционального содержания художественного образа исполняемого произведения. В работе над голосом эстрадного певца применяется принцип целостного и системного подхода к процессу формирования вокальных навыков. Дыхание, фразировка, формирование гласных, плавность звуковедения, агогика – все это развивается одновременно и постепенно совершенствуется в ходе работы над дыхательными упражнениями, вокально-техническими упражнениями, репертуаром.
Зачастую руководитель эстрадного коллектива сталкивается с расхожестью мнений, где кончается академическая манера пения и начинается эстрадная. Ниже приведена сравнительная таблица, в которой представлена попытка наглядно представить принципы вокала классического (академического) и эстрадного.
За более детальной информацией можно обращаться:
91055, г. Луганск, ул. Ленина, 36,
Луганский центр народного творчества,
почта — locnt@yandex.ru
тел. — факс: 93-16-15, (0642) 93-74-28.
Методические рекомендации
для руководителей эстрадных коллективов и студий
«Современные приемы эстрадного вокала»
Составители:
Ведущий методист по развитию музыкального искусства и работы с композиторами
Просандеева И.В.
Редакционный совет:
Заместитель директора ГУК ЛНР «Луганский центр народного творчества», заслуженный работник культуры Луганской Народной Республики
Яворская И.П.
Заведующая отделом народного творчества и традиционных жанров аматорского искусства, заслуженный работник культуры Луганской Народной Республики
Суркова О.В.
Компьютерная верстка:
Заведующая отделом аналитически-информационного обеспечения и редакционно-издательской деятельности
Елистратенко А.А.
Ответственный за выпуск:
Директор ГУК ЛНР «Луганский центр народного творчества»,
заслуженный работник культуры Украины
Яровой В.М.