ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для методистов районных центров, фольклорных
секций и руководителей фольклорных коллективов.
Самодеятельное исполнительство, связанное с песенным фольклором — явление неоднородное. Существует много разновидностей фольклорно-этнографических коллективов, которые отличаются различными факторами: этнической принадлежностью коллектива, близостью к фольклорному первоисточнику, составом исполнителей,возрастом участников и т.д.
С точки зрения самобытности фольклорные коллективы условно можно разделить на 4 группы:
I группа — аутентические (этнографические) фольклорные коллективы — репертуар которых построен на основе оригинального, подлинного фольклора. Участники носители местного фольклора, а также творцы новых народных произведений на основе народной традиции или переосмысления старых образцов;
II группа — коллективы, использующие в своем творчестве обработанный фольклор — аранжировки народных песен. Это могут быть хоры и вокальные ансамбли, ансамбли народных песен, участники которых не являются носителями фольклора, однако, репертуар их состоит из подлинно народных песен;
III группа — коллективы, использующие в своем творчестве стилизованный фольклор, народные хоры и ансамбли, репертуар которых строится преимущественно на основе обработок народных песен и оригинальных авторских произведений, написанных в стиле народных песен, использования репертуарно-методической литературы;
IV группа — коллективы, использующие старинные записи народных песен, сохраняющихся в различных архивах и фондах. Песни реставрируются и аранжируются для данного состава исполнителей и включаются в репертуар фольклорных коллективов.
Следует отметить, что классификация коллективов условна и возможен переход отдельных коллективов, в процессе их развития, из одной группы в другую, что открывает простор для творческой деятельности коллективов.
По жанровым признакам фольклорно-этнографические коллективы можно дифференцировать следующим образом:
— вокальные фольклорно-этнографические коллективы и исполнители вокального фольклора. К этой группе относятся хоры-звенья, участники которых нередко являются и коллективным творцом новых народных произведений, фольклорные вокальные ансамбли, а также фольклорные вокальные квартеты, трио, дуэты, солисты-вокалисты;
— инструментальные фольклорно-этнографические коллективы и исполнители инструментального фольклора. Это фольклорные инструментальные ансамбли, шумовые ансамбли, а также фольклорные инструментальные квартеты, трио, дуэты, троистые музыки и солисты-инструменталисты. К этой группе относятся также однородные инструментальные ансамбли — сопилкарей, ложкарей, цимбалистов и т.д. Участники фольклорных инструментальных ансамблей часто играют не только на музыкальных инструментах, но и на рубеле, косе, пиле, гребенке, таре, бутылках, наполненных водой и других предметах. Ансамбли, в которых используется при выступлениях много бытовых; предметов, называются шумовыми;
— вокально-инструментальные фольклорно-этнографические коллективы, участники которых поют и аккомпанируют себе на музыкальных инструментах, а также вокально-инструментальные фольклорные квартеты, трио, дуэты и солисты.
Фольклорные коллективы в своих выступлениях используют также танец и устное народное творчество. Значительно реже встречаются танцевально-инструментальные фольклорные ансамбли, коллективы и исполнители словесного фольклора, а также фольклорно-этнографические ансамбли объединяющие все жанры, участники таких коллективов поют, играют на музыкальных инструментах, применяют устное народное творчество, элементы народного театра и хореографии, используют декорации и предметы народного быта: прялки, вышитые рушники, макитры, кувшины, рогачи и т.д.
Одной из разновидностей фольклорных коллективов — семейные. Как правило, они состоят из одной или нескольких семей. Семейные фольклорные коллективы очень разноплановые по возрасту участников. Так, рядом со старенькой бабушкой часто может выступать ее внучка.
Со стороны районных методических кабинетов или фольклорных секцией необходимо оказывать фольклорно-этнографическим коллективам всестороннюю методическую и практическую помощь в вопросах подбора и формирования репертуара, исполнительского стиля, постановочной работы, оформления костюмов.
Огромное спасибо за помощь в этом вопросе, теперь я не допущу такой ошибки.